Налоговый резидент РФ – это …

Критерии налогового резидентства

Прежде чем рассуждать о критериях, определяющих институт налогового права, необходимо сформулировать определение (понятие) такого института. Именно понятие налогового резидентства физических лиц должно определять, каким образом это состояние (статус) можно установить (какие критерии необходимы).

По нашему мнению, понятие налогового резидентства можно сформулировать как связь лица и государства, выражающаяся в преимущественном использовании лицом или наличии преимущественной заинтересованности (со стороны лица) использовать публичные блага конкретного государства (например, дороги, защита права собственности, охрана правопорядка и пр.) и несении соответствующим государством некоторых расходов для поддержания существования таких благ, в силу которой первое финансирует деятельность последнего посредством осуществления общеобязательных и безвозмездных платежей (уплаты налога)[3]. Указанная связь определяется на основании критериев, закрепленных в налоговом законодательстве соответствующего государства.

Единого подхода к критериям налогового резидентства нет, но можно выделить следующие наиболее распространенные:

  • место преимущественного пребывания (Россия, Грузия[4]),

  • домициль / наличие постоянного жилища (Франция[5]),

  • центр жизненных интересов (Испания[6]),

  • гражданство (США).

Следует пояснить, что, например, Франция и Испания определяют статус налогового резидентства путем последовательного применения нескольких критериев (во Франции – домициль, место пребывания, осуществление профессиональной деятельности, центр экономических интересов; в Испании – место пребывания, центр жизненных интересов).

Аналогично правилам приобретения налогового резидентства существуют и правила его утраты. В то время как в РФ «выход» из налогового резидентства достаточно прост, так как действует правило 183 дней за 12 месяцев, в некоторых государствах ситуация обстоит иначе. К примеру, в США если лицо (не являющееся гражданином США или не обладающее резидентством) провело в течение календарного года на территории страны 31 день и более (но менее 183 дней), то такое лицо может быть признано налоговым резидентом США, если совокупное количество дней, проведенных в течение последних 3 лет составляет 183 дня.

Учитывается количество дней, проведенных в текущем году, количество дней, проведенных в предыдущем году, умноженное на коэффициент 1/3, и количество дней, проведенных в позапрошлом году, умноженное на коэффициент 1/6. Иными словами, США считают, что определенная ранее связь между государством и лицом может сохраняться и в периодах, в которых лицо проводит менее 183 дней в стране, при соблюдении определенных условий.

В испанском законодательстве установлена норма, согласно которой испанские граждане, заявляющие о смене налогового резидентства с испанского на резидентство иностранного государства, признаваемого оффшорной юрисдикцией[7]; не утрачивают испанское налоговое резидентство в течение года совершения соответствующего заявления и четырех следующих лет.

Судебная практика

Данная публикация не могла бы быть полноценной, если бы она не представляла анализа некоторой судебной практики зарубежных стран по вопросу применения критерия центра жизненных интересов. Сразу оговоримся, что любое мнение иностранного суда сформулировано на основании норм и доктрины налогового права соответствующего государства, следовательно, имплементация таких позиций в российский правопорядок может осуществляться только после глубочайшего исследования условий и мотивов принятия таких решений и с учетом российского права. Разберем некоторые из дел.

2 Франция

В другом менее известном французском деле гражданин Бельгии был признан налоговым резидентом Франции на основании критерия центра экономических интересов[11]. Фабула была следующей. Гражданин Бельгии совместно со своей супругой и двумя несовершеннолетними детьми в течение 1997-1998 гг.

проживал в Париже, там же работал в 2 организациях (в должности директора). Одновременно лицо работало в двух бельгийских организациях. По мнению лица, за указанный период доходов, а равно дивидендов от деятельности французских компаний получено не было, доходы были получено только от деятельности бельгийских компаний. Налоговыми органами было установлена следующая совокупность обстоятельств:

  • французские компании принадлежат одной бельгийской холдинговой компании, участником которой является данное лицо,

  • существенные обороты и доходы французских организаций,

  • отсутствие иных сотрудников в штате французских организаций, следовательно, выполнение лицом не только директорских полномочий в отношении таких компаний.

По результатам анализа представленных обстоятельств Государственный Совет Франции (высший орган по разрешению административных споров) признал лицо налоговым резидентом Франции на основании критерия центра экономических интересов и указал, что материалами дела не подтверждено наличие иных более тесных личных связей у лица на территории Бельгии.

Таким образом, применяя критерий центра экономических интересов Государственный Совет Франции применил системный подход: были проанализированы не только текущие доходы лица, но и потенциальные доходы, капитал, принадлежащий лицу, было учтено место личных связей (расположение семьи).

Объекты налогообложения

Резиденты обязаны декларировать и уплачивать налоги на все доходы, в т.ч. поступившие из-за границы. Объект налогообложения для нерезидентов – только доходы, полученные в РФ.

Порядок исчисления

Для резидентов сумма налога рассчитывается последовательно – с начала календарного года, с нарастанием общего итога по результатам каждого прошедшего месяца. Для нерезидентов данная сумма рассчитывается по каждой отдельной сумме полученного дохода.

Предоставление вычетов

Резидентам, при условии наличия на то законодательно установленных оснований, может быть предоставлен определенный налоговый вычет. Для нерезидентов данная возможность отсутствует.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про ипотечное кредитование