Работа в автосалоне продавцом или менеджером

«горячий» клиент

Автобизнес у нас в стране работает по принципу «здесь и сейчас». Я имею в виду, что любому автосалону выгодно продавать автомобили со своего склада при первом же приходе клиента — это приоритетная задача менеджера автосалона. Заказывать автомобиль по поставке для менеджеров — задача номер два, и только при условии, что первый вариант с клиентом не прошел.

— клиент выбрал другую машину;— клиент нашел более выгодное предложение;— клиент решил построить дачу;— клиент пропил всю сумму и т.д.

Именно поэтому более выгодным и спокойным вариантом для менеджера является продажа автомобиля со склада: во-первых, автомобиль есть в наличии, а во-вторых, клиент сейчас «горячий», с ним можно «работать». Зарплату менеджер получает за выданные автомобили, а не за заказанные.

На практике это выглядит следующим образом. Клиент обращается в дилерский центр, излагает свои требования к автомобилю. Допустим, он хочет абстрактный автомобиль марки ХХХ, красного цвета, в кузове седан, с мотором объемом 1,6 л, механической коробкой передач, в средней комплектации, а на складе автосалона именно такого автомобиля нет.

Грамотный менеджер никогда не скажет, что его нет, он предложит альтернативные варианты со склада дилерского центра. Менеджер (М) будет работать с клиентом (К), стараясь подвести его потребности под имеющиеся в наличии автомобили. Например, клиент хочет автомобиль красного цвета, а в автосалоне есть только белый.

К: Хочу красный автомобиль.М: Сергей Петрович, а почему вы хотите красный автомобиль?К: Это мой первый автомобиль. Я хочу яркий автомобиль, потому что, мне кажется, это более безопасно. Яркую машину быстрее замечают в потоке. Поэтому я хочу красный цвет.М: Сергей Петрович, я понимаю ваше беспокойство о вашей безопасности, и хочу вас уверить, что белый цвет является самым ярким из всех цветов.

Это работает в 90% случаев, остальные 10% клиентов будут заказывать свой первоначальный вариант автомобиля или продолжат поиски нужного автомобиля в других дилерских центрах. Менеджер поработал с клиентом, менеджер продал автомобиль, менеджер получил зарплату, последовательность заработка очень простая. Это работа менеджера, и он должен ее делать, исходя, прежде всего, из своих интересов.

Кредит и страховка

Для менеджеров отделов кредитования и страхования тоже существуют планы, которые иногда расходятся с планами менеджеров по продажам автомобилей. Есть планы (и, конечно же, бонусы) по количеству выданных кредитов в определенных банках, по количеству договоров кредитного страхования жизни (КСЖ), по продаже полисов каско и ОСАГО. От всех этих вещей зависит зарплата сотрудников.

Когда клиент приходит в кредитный отдел, то ему могут быть предложены не самые выгодные условия кредитования: менеджер по кредитам в первую очередь будет продвигать свои интересы. К тому же менеджеры по кредиту очень любят навязывать КСЖ. Опытный сотрудник «даст понять» клиенту, что исходя из обширного опыта работы сотрудника клиенту не одобрят кредит без КСЖ.

В большинстве случаев это конкретное вранье. Бывает даже хуже: клиент ни в какую не согласился на КСЖ, заполнил анкету на кредит, сдал и ушел. Менеджер по кредитам ставит галочку в графе «КСЖ» и отправляет анкету в банк. Обычно одобрение по кредиту клиент ждет день или два, но в случае такой аферы могут потянуть время, чтобы все было более правдоподобно.

Со страховками можно наблюдать похожую ситуацию. Продажа полисов ОСАГО, цена которых фиксированная и учитывает только личные скидки, не сделает погоду для зарплаты страхового менеджера. А вот продажа полисов каско — наоборот. Диапазон цен на каско в разных страховых компаниях может различаться достаточно сильно.

У менеджера по страховкам может быть план как по общему количеству проданных полисов каско, так и отдельные планы по продаже каско определенных страховых компаний. На первоначальной консультации клиент, как правило, получает все варианты страхования. Когда дело близится к оформлению страховки, менеджер по страхованию может сужать варианты до более выгодных для себя, клиент будет покупать каско «нужных» СК.

Иногда такое сужение делает руководство. Я столкнулся с такой ситуацией у одного крупного дилера, когда мне надо было продлить страховой полис каско для машины моего отца. Ранее я всегда страховал свой и отцовский автомобиль у этого дилера, так как в страховом отделе мне всегда делали за полис адекватную цену, вдобавок я получал услугу удаленного урегулирования.

Это очень удобная услуга, она позволяет сэкономить время и нервы клиенту при ДТП: он будет обращаться сразу в дилерский центр, и дилер сам будет заниматься со страховой согласованием ремонта автомобиля клиента. В этот раз менеджер по страхованию рассчитал мне страховку (цена была в районе 60 000 рублей), но когда дело дошло до оформления, все обломалось.

Для того чтобы избежать таких ситуаций в кредитном отделе, клиенту следует наладить хорошие отношения с менеджером по продаже автомобилей. Менеджер, который видит, что клиент готов купить автомобиль, но его не устраивают условия страхования или кредитования, лично пообщается с кредитным отделом и выбьет для клиента более приемлемые условия.

Велик соблазн подумать, что вот он — гений зла, коварный и алчный менеджер по продажам, готовый на голове ходить, только бы «развести» клиента на деньги. Но это не так. Менеджер никого не обманывает — он торгуется. Так же, в общем-то, ведет себя и клиент: он может угрожать уйти в другой салон, с большими глазами вымогать скидку, производить иные манипуляции в поисках способа скостить цену в свою пользу и пр.

Неликвид

Еще один момент, составляющий структуру заработка: бонусы за продажи застоявшихся автомобилей. В автосалонах их называют неликвидом, «мамонтами» или «памятниками». Не секрет, что в любой автомобильной марке есть модели или модификации, которые очень плохо продаются. В дилерских центрах такие машины иногда встречаются, и для того, чтобы повысить желание менеджеров продавать такие машины, руководство устанавливает дополнительные бонусы за их продажу.

Сумма бонуса обычно в три-четыре раза выше, чем обычная ставка за ходовой автомобиль. Поэтому не удивляйтесь, если вы спрашиваете у менеджера популярный кроссовер, а вам предлагают кабриолет оранжевого цвета предыдущего года выпуска по очень привлекательной цене. Застоявшийся автомобиль будет преподноситься клиенту как самая выгодная в мире покупка.

Мой вам совет — избегать покупки застоявшихся автомобилей, но если все же очень хочется купить такой автомобиль, то рекомендую вам настоять на замене моторного масла или даже на проведении первого ТО за счет дилера. Также перед покупкой обязательно проверьте зарядку аккумулятора, возможно, потребуется подзарядка или замена (автомобиль мог стоять длительное время в шоуруме, и его постоянно разряжали и заряжали, аккумулятор от этого сильно страдал).

План дилеров перед представительствами и возможная выгода клиента

Наличие ПТС дает дилеру возможность «отрапортовать» автомобиль, то есть включить его в свой план продаж за определенный срок. У каждого дилера есть ежемесячные (ежеквартальные) планы по продажам перед представительством. При выполнении такого плана дилерский центр получает очень хороший бонус, сумма которого превышает суммарную маржу от проданных машин за отчетный период.

1. Дилер определяет количество необходимых для выполнения плана автомобилей и выкупает ПТС на эти автомобили (машины уже находятся на складе дилера). После этого дилер рапортует в представительство, что данные автомобили проданы. План выполнен. Бонус получен. Но реальные автомобили стоят на складе с ПТС в наличии и будут продаваться потом.

С одной стороны, покупатель, скорее всего, сможет приобрести подобный автомобиль со скидкой. Но с другой, возникает такой подводный камень, как электронная сервисная книжка (встречается на некоторых марках автомобилей). В ней в поле «Дата продажи» (а эта же дата является и датой начала «гарантии»), как правило, будет стоять дата рапорта.

Реальная же дата продажи такого автомобиля может отличаться и на полгода. Если клиент будет проходить техническое обслуживание в том же дилерском центре, то проблем со сроками гарантии не будет. Но если он поедет в другой дилерский центр, будет слегка обескуражен, узнав, что срок гарантии на его автомобиль значительно меньше, а дата продажи в сервисной книжке отличается от реальной.

2. Дилер просто напросто будет «сливать» нужное количество автомобилей до плана, то есть продавать на сверхвыгодных для клиента условиях. Подобной ситуацией вполне можно воспользоваться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про ипотечное кредитование